Главная Консультирует психолог Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
НАШ ТЕЛЕФОН: 8 (47149) 2-41-17, 2-41-49
Областное бюджетное учреждение стационарного социального обслуживания Курской области
«Беловский детский специализированный психоневрологический дом-интернат»
Адрес: 307921 Курская область, Беловский район, п.Коммунар
Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Среди всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, наибольшее число составляют дети, страдающие умственной отсталостью. Под умственной отсталостью понимают состояние задержки или неполноты развития психики, которая характеризуется, главным образом, проявляющейся в период развития недостаточностью навыков, определяющих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может наблюдаться в сочетании с другими психическими или соматическим расстройством, или вне такого сочетания. Вместе с тем умственно отсталые лица могут страдать широким спектром психических расстройств, частота возникновения которых, в 3-4 раза превышает соответствующие показатели в общей популяции.
Умственная отсталость характеризуется следующим:
1) значимое снижение общего уровня интеллектуального развития
2)значительный дефицит или отсутствие способности к адаптации
3) появление отмеченных изменений в возрасте до 18 лет
Основное проявление – недоразвитие интеллекта. При умственной отсталости страдают все психические функции – мышление, память, внимание, воля, эмоции. Умственная отсталость развивается в раннем возрасте и ведет к значительному снижению трудоспособности.
Умственно отсталые дети способны приобрести самые простые трудовые навыки. Уборка, стирка, мытье посуды и даже освоить простейшие производственные процессы благодаря тренировке подражательных действий.
В работе они могут быть старательны, но работают медленно и непродуктивно. Главный принцип в работе с глубоко умственно отсталыми воспитанниками – это практическая направленность всего обучения. Содержание учебно-воспитательной работы с воспитанниками – необходимо выявление положительных возможностей в подготовке к доступным для них видам труда. Поэтому, вся коррекционно-воспитательная деятельность с умственно отсталыми воспитанниками 13-18 лет должна базироваться на таких видах занятий, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой, производительный и ручной труд. Центральным звеном в системе работы являются занятия, готовящие воспитанников к трудовой деятельности.
Обучение должно строиться таким образом, чтобы воспитанникам приходилось преодолевать определенные трудности и уметь справляться с работой, требующей от них пусть небольшого, но постепенного увеличения степени самостоятельности. Для данных воспитанников труд является основным способом адаптации к жизни. В ходе обучения воспитанники овладевают элементарными умениями и навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях.
Трудовая деятельность имеет большое значение для правильного воспитания глубоко умственно отсталых воспитанников. В ходе трудовой подготовки у них формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощь. Эти качества порой имеют решающее значение, так как легче научить воспитанника выполнять определенную работу, чем воспитать у него необходимые для систематического труда организационные навыки, которые должны стать чертами его характера, определять взаимоотношения с товарищами по работе.
В работе с воспитанниками необходимо использовать все возможности детей, развивая у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они смогли самостоятельно себя обслуживать: выполнять в быту и в производственных условиях несложные трудовые операции, имели возможность ориентироваться в окружающем мире.
Уроки развития трудовых навыков и умений являются ведущими на старших годах обучения. В процессе работы воспитать у детей трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность, аккуратность. Дети отличаются следующими основными чертами: повышенная истощаемость, и естественно, низкая работоспособность, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе трудовой деятельности. Эти дети не способны к самостоятельной адаптации, осознанному включению во взрослую жизнь.
В ДДИ необходимо проводить большую работу по формированию у воспитанников первоначальных трудовых навыков и умений. Для организации трудовой деятельности в группе можно оборудовать тумбочку для чистки обуви и одежды, иметь инвентарь по уходу за цветами, на полочке поместить материалы для ручного труда (картон, клей, шишки, желуди, кору, нитки). Давать индивидуальные поручения, в которые необходимо включать разные виды труда, в течение всего дня. Утром, а также после прогулок воспитанники пусть убирают за собой одежду под контролем воспитателя. На прогулке выполняют работу по уборке участка, уходу за растениями, выносят и убирают выносной игровой материал.Таким образом, можно предусмотреть участие всех воспитанников в трудовой деятельности, создать в ДДИ обстановку постоянной занятости. Хозяйственно-бытовой труд является наиболее распространенным и доступным, связан с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в группе и на улице. У воспитанников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, сформируется бережное отношение к вещам, аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Поэтому, в своей работе необходимо позаботиться о том, чтобы для работы был необходимый материал – организованы в группах уголки природы, растения расположены на доступной детям высоте, чтобы легче было за ними ухаживать. Расположение уголка природы удобно и тем, что позволяет одновременно работать нескольким детям, не мешая друг другу. Работа в ДДИ нужно организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками работы с иголкой и ножницами, смогли самостоятельно пришить пуговицу, зашить небольшую дырку. Учить воспитанников старались сделать свою работу аккуратно.
Результаты работы показывают, что
- при серьезном нарушении речи и мышления, речь воспитателя не является регулятором поведения воспитанников, поэтому любая тема дается предметно-практическим способом.
-развитие крупной и мелкой моторики – это средство коррекции, так как активизируются определенные зоны головного мозга, которые могут дать основание для компенсации дефекта.
-через предметно-практические и продуктивные виды, через ручной труд, лепку, конструирование у воспитанников с глубокой и тяжелой умственной отсталостью можно сформировать систему представлений об окружающем мире и обучить практическим действиям.
В процессе трудовой деятельности у воспитанников появляется некоторая способность к самооценке, выражающаяся в определенной критичности своих возможностей в учебной и трудовой деятельности.
Поэтому, я в своей работе главное внимание уделяю решению следующих задач:
-трудовое обучение и подготовка посильным видам труда
-обучение обслуживающему, ручному труду
Литература:
[ 1. Х. С. Замский «Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Издательство: ИЦ Академия, 2008 года, 2 издание.
- Л. М. Шипицына «Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализациядетей с нарушением интеллекта. – СПБ: Речь, 2005 г. 3. А. Р. Маллер, Г. В. Цикото «Воспитаниеи обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М,