НАШ ТЕЛЕФОН: 8 (47149) 2-41-17, 2-41-49
Областное бюджетное учреждение стационарного социального обслуживания Курской области
«Беловский детский специализированный психоневрологический дом-интернат»
Адрес: 307921 Курская область, Беловский район, п.Коммунар
Программа «Я и мой особый ребёнок»
КОМИТЕТ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное бюджетное учреждение стационарного социального
обслуживания Курской области
«Беловский детский психоневрологический дом-интернат»
(ОБУССОКО «Беловский детский дом»)
307921, Курская область, Беловский район, п.Коммунар
svetlana.timofeeva64@yandex.ru, тел.. 8 (47149) 2-41-17, 2-41-49 факс
ПРОГРАММА
«Я и мой особый ребёнок»
( школа реабилитации и ухода для родителей и членов их семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью)
ОБУССОКО «Беловский детский дом», 2020 г.
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семья, в которой рождается ребенок с нарушениями развития, приводящими к инвалидности, характеризуется специфическим спектром эмоционального состояния, искажением поведения родителей, дезадаптацией внутри и в несемейных отношений. В повседневной жизни родители детей-инвалидов сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательныхи образовательныхсредстввоздействиянасвоихдетей,асдругой –глубокиевнутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье ребенка с особыми потребностями.
Анализ трудностей детско-родительских отношений в таких семьях показывает, что их причины связаны как с личными характеристиками взрослых и детей, так и с особенностями семейного воспитания, социокультурной жизни семьи. Нередко обострение трудностей вызывает распад семьи, когда отец, не выдержав нервно- психическойифизическойнагрузки,уходитизсемьи.Утретиматерейпроисходитсмена полоролевого поведения, так каконивынуждены воспитатьребенка-инвалидав одиночку.
Статистические данные свидетельствуют о том, что много семей, имеющих детей-инвалидов, неполные. А ведь даже в полных семьях ослабевает экономическая функция: ситуация особого материнства удлиняет период, в течение которого женщина остается вне трудовой деятельности, в то же время особые нужды ребенка с отклонениями в развитии требуют дополнительных материальныхзатрат.
И сам ребёнок, и члены его семьи, столкнувшись с психологическими, социальными, материальнымитрудностяминуждаются в поддержке. В помощь им должна существоватьсистемасоциально-психолого-педагогическойреабилитациииадаптации.
Центральным звеномадаптационнойсистемыявляютсяреабилитационные центры, действующие в целях оказания квалифицированной медико-социальной, психолого- социальнойисоциально-педагогическойпомощи.Центрреабилитациидолженсовершить прорыв социальной изоляции ребенка-инвалида. Для его реабилитации необходима полная ивсесторонняяпомощьвсейсемьи.
Помощь детям с ментальными нарушениями предусматривает социально- психологическую поддержку семьи. Семья – первый и главный социальный институт в жизни каждого человека. В процессе формирования личности именно семья играет первоочередную роль: это основная ступенька социализации и самосознания личности.
Здесь ребенок приобретает умения и навыки в общении и человеческих
взаимоотношениях, именно в семье закладывается нравственный облик и профессиональноесамоопределение.Семьядолжнапомочьребенкуразвитьимеющиесяу него знания,умения, навыкиидатьверув будущее.
Так как в России социальные учреждения, появились относительно недавно (15-25 лет назад), то понятно, что социальная работау наснаходитсявстадиистановления.Поэтому накоплениеиосмысленияопыта,в том числе и разработка программ социально-психологической направленности для родителейдетей-инвалидов является в настоящеевремя актуальной.
Концептуальный подход
Родительское отношение рассматривается нами через реальное взаимодействие
родителейсребенкомс ментальными нарушениями .Позитивныйнастрой,грамотное использование современных методик оздоровления, владение навыками использования специальных средств способствует снижению психологического дискомфорта ребёнка с изменённойдвигательнойактивностью.
Методологической и теоретической основой программы социально-психолого- педагогического сопровождения родителей, имеющих особых детей, является ряд научных теорий, рассматривающих проблему формирования механизмов социального поведения. Вчастности:
§ положенияовзаимосвязитворческойипсихологическойактивности(Р.Стенберг, Д.Б. Богоявленская идр.);
§ принципразвития (Л.С. Выгодский, Б.А. Ананьев, В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин);
§ теория иерархиипотребностей(А. Маслоу);
§ деятельностная теория личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В.
Брупшинскийидр.);
§ теория внутренней мотивации творческой деятельности (Ф. Барон, Д. Б.
Богоявленская,В.Н. Дружинин, А.М. Матюшинидр.);
§ личностный подход к развитию творческой направленности (А. Маслоу, Кю
Роджерс, Э. Фроммидр.).
Основными принципами сопровождения родителей особых детей в рамках действия программы являются:
§ рекомендательныйхарактер советов сопровождения иинформирования;
§ непрерывностьиразноаспектность подходов;
§ приоритет интересов сопровождения«на сторонеребёнка».
Данные принципы согласуются с теорией педагогической поддержки, разработаннойО.С.Газмановым(1996,1997).Поегомнению,предметомпедагогической поддержки (помощи в саморазвитии) является процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образежизни.
Исходя из того, что первостепенное значение в социальной адаптации, психологической реабилитации детей-инвалидов имеет готовность и умение родителей применятьмедико-социально-педагогическоевоздействие,родительскаяшкола«Яимой особый ребёнок» за основу деятельности берёт обучение родителей навыкам использования специальных технических средств в условиях быта, на прогулке, в общественных местах; консультирование по вопросам социального обеспечения, прав, льгот; формирование навыка корректного педагогического и психологического воздействия.
Педагогический блок контакта с родителями подкрепляется социально- психологической поддержкой, оказываемой социальными педагогоми и психологами. Всё вышесказанное осуществляется на основании комплексного взаимодействия специалистов разного уровня и различных сфер деятельности в пределах полномочий Беловского детского психоневрологического дома-интерната.
Помимо того, психологическая поддержка будет осуществляться самими родителями друг другу посредством общения, совместного досуга, через обмен жизненнымопытом, проведениеразличныхмероприятий, активного отдыха.
Реализация этих положенийпредполагает усиление профилактики возникновения социальной и психологической дезадаптации в семье, под которой подразумевается нацеленность всех служб, инициатив, программ детского психоневрологического дома–интерната на позитивное развитие детей с ограниченными возможностями через оказание всесторонней помощи их родителям, усилениефакторов,стимулирующихразвитие ихустремленийиверывсвоивозможности иблагополучную жизньв семье.
Цель программы: Создание комплекса мероприятийсоциально-психолого-педагогического сопровождения родителей, имеющихдетейсограниченнымивозможностями.
Задачи программы:
- изучение ресурсов семьи по принятию и созданию условий для воспитания ребенка с ОВЗ и инвалидностью;
- формирование адекватных представлений о ребенке с ОВЗ и инвалидностью и возможностях его семьи в воспитании;
- формирование у родителей уверенности в себе, мотивации, направленной на преодоление чувства тревоги, страха, психологических комплексов;
- обучение замещающих родителей навыкам ухода за ребенком с «особенностями развития», пониманию его потребностей, установлению и поддержанию контакта с ним;
- знакомство родителей с коррекционно-развивающими, здоровьесберегающими образовательными и реабилитационными технологиями; со средствами реабилитации и инструментарием для организации коррекционно - развивающей работы с ребенком с ОВЗ и инвалидностью;
- укрепление активной, деятельной личностной позиции.
Программашколы«Яимойособыйребенок»социально-психолого-педагогического сопровождения родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, намерена реализоваться в условиях ОБУССОКО «Беловский детский дом» ирассчитананародителей, имеющихдетей-инвалидовввозрастеот3до12лет(основнойвозрастнойсоставдетей), которые находятся на стационарном обслуживании в Беловском детском доме. Основные направления коррекционно-развивающей и социально-адаптационнойработы сдетьмивотражены вприложении1.
ЯвляясьчастьюцелостнойпрограммыдеятельностиОБУССОКО «Беловский детский дом» школа «Яимойособый ребёнок» контактирует с различными учреждениями и организациями, в компетенции которыхнаходится решениетех илииных вопросов (приложение2).
Этапыисрокиреализациипрограммы
1 этап. Организационно-постановочный
Цель: созданиеорганизационнойосновыпрограммы
Работаслитературой, статистическимиданными, определениепроблемы
· Ознакомление с опытом работы аналогичных учреждений, формирование методологическойбазы по работесродителями, имеющимидетей-инвалидов
· Прохождениекурсов повышения квалификации понаправлению деятельности
· Согласование взаимодействия со специалистами, сотрудничество с которыми необходимо для решения задачпрограммы
· Написание программы
2 этап. Основной
Цель: реализация программы, первичный анализэффективностидеятельности
· Проведение мероприятийв соответствииспланомработы нагод
· Промежуточныйанализрезультатовработышколыпонаправлениям,определение эффективностиработышколы наоснованиианкетирования родителей
3 этап. Обобщающий
Цель: подведениеитогов работы по направлениямдеятельностипрограммы
· Анализрезультатов работы школы наосновеитогового анкетирования
· Проведениекруглогостолапопроблемесоциализации,адаптациииреабилитации родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, с привлечением специалистов, компетентныхв решенииданныхвопросов
Механизм реализациипрограммы
Для реализациипрограммы школы«Я имойособый ребёнок»:
- определены направления работы и их теоретическоеобоснование;
- составление календарного планаосновныхмероприятий;
- создание схем взаимодействия учреждений и организаций, вовлечённых в работу;
- подготовка сметфинансовыхпотребностейпрограммы;
- сформирован инструментарийанализаэффективностиработы программы.
Ожидаемый результат
- через работу школы родители получат педагогическую, психологическую помощь;
- получат знания, практические советы необходимыев реабилитациидетей;
- приобретут опыт общения черезорганизациюсовместного досуга;
- дети приобретут основу для социально-личностного становления, навыки использования специальныхтехническихсредств.
Показателидля оценки результативности
Анкеты, пожеланияипредложения родителей,занимающихся попрограмме школы (приложение3)
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВАРАБОТЫПРОГРАММЫ
ПОНАПРАВЛЕНИЯМ
Несмотря на достаточно большое количество публикаций по специфике сопровождениядетейсограниченнымивозможностями,остаетсянедостаточноизученной проблемаподдержкиихродителей.
Программа «Я и мой особый ребёнок» социально-психолого-педагогического сопровождения родителей, имеющих особых детей, предусматривает следующиепозиции:
1) снижение негативизма ко внешне благополучному окружению, развитие навыков общения;
2) гармонизация противоречивости личности, формирование адекватной самооценки;
3)развитие способностиксамопознаниюиуверенностив себе;
4) коррекция зависимости от окружающих, обучение умению самостоятельно решать проблемы;
5)коррекция тревожности; формирование социального доверия.
Психолого-педагогическими условиями эффективной реализации сопровождения выступают следующие:
§ целенаправленностьсопровождения родителейв родительскойшколе;
§ выбор личностно-ориентированного типа социально-психолого-педагогического сопровождения;
§ направленность информационно-социализирующей работы специалистов на гармонизациюличностныхособенностейдетей-инвалидовиихродителей,повышение потребности во взаимоотношениях с единомышленниками и развитие навыков общения; формирование адекватнойсамооценки;
§ развитиеспособностиксамопознаниюиуверенностивсебе;понижениезависимости
от окружающих;понижениетревожности.
Программа социально-психолого-педагогического сопровождения основана на следующемнаполненииосновныхтеоретическихположений:
§ Внедрение методики личностного развития и социальной реадаптации детей-инвалидовбудетмаксимальноэффективным,еслиеереализовыватьв контексте решения общей задачи психологического сопровождения всех членов семьи.
§ Сферами социализации являются бытовая среда, культурно-досуговая и спортивно-оздоровительная деятельность, пребывание как детей, так и их родителейв открытойсоциальнойсредежизнииобщения.
§ Творческая деятельность может стать эффективным средством, стимулирующимпроцесссоциальнойреадаптациииобеспечивающим,тем самым, непрерывностьразвития личности.
Программародительскойшколы«Я имойособыйребенок»реализует своюработу
по четырём направлениям:
первое: психолого-реабилитационное второе: спортивно-оздоровительное третье: культурно-досуговое
четвёртое: информационно-просветительское
I направление: Психолого-реабилитационное
Цель: формирование адекватной самооценки и уровня притязаний через
повышениеуровня коммуникативностии потребностив общении.
Рождение ребёнка с нарушением психического и физического развития – это испытание не только для самого малыша. Такой ребёнок самим своим существованием
«испытывает» всё своё окружение: родителей и вообще родных – на истинность и крепость их любви; педагогов и медиков – на верность профессиональному долгу и доброту; общество – на признание высоких духовных принципов и гуманистических идей, к которым долгим и трудным путём шло человечество; государство – на соответствиепровозглашаемыхимлозунгов реально проводимой политике.
Вмиредействуютнепреложныедуховныезаконы.Одининихсостоитвтом,что странанеможетдостигнутьпреуспеваниянивдуховной,нивматериальнойсферах,пока остаются люди, которым не обеспечены равные со всеми возможности. Для человека с инвалидностью – это возможность жить в семье, получить образование и профессию, свободно перемещаться.
Ситуация в корне может измениться лишь тогда, когда родные маленьких и беззащитных людей, а также все те, в чьих сердцах живо сострадание и стремление к справедливости, перестанут замыкаться в собственном мирке, объединятся и совместными усилиями обеспечат душевный комфортособеннымдетям, их родителям. Помогут им адекватно оценить уровень притязаний, развиться личностно, стать полноправными и полноценными гражданами не боящимися жить, учиться, работать и отдыхатьв обществе.
Реализуется психолого-реабилитационное направление совместными усилиями родителей, детей, психолога, социального педагога и прочих специалистовчерезсозданиеусловийдляполноценногообщения,развитияинтересов.В рамкахэтогонаправленияпроисходитмотивациякповышению жизненнойактивности, творчеству, позитивномуотношению к себе и окружающим, самовыражению как детей,
такиродителей.
II направление: Спортивно-оздоровительное
Цель: Оздоровлениеорганизма черезреализацию физическойактивности.
Спортивно-оздоровительные мероприятия выступают как эффективное средство реабилитацииисоциальнойадаптациикаксредиродителей,такидетейсограниченными возможностями. Занятия физкультурой и спортом улучшают самочувствие, повышают уровень здоровья, расширяют круг знакомств, удовлетворяет потребности в общении; помимо этого занятиефизкультурой и спортом имеет большое социально- психологическое значение: снижается процент людей склонных к депрессии и суициду, увеличивается продолжительность жизни. Выход физической энергии, сопровождаемый дружеской поддержкой, позволяет испытывать огромное чувство радости, стимулирует возможностисамореализацииисамоутверждения, побуждает к преодолению трудностей.
В работу спортивно-оздоровительного направления входит организация спортивных праздников и развлечений, участия в спартакиадах, походы,дниздоровья.
Реализации целиспортивно-оздоровительногонаправления способствуютзанятия с инструктором по лечебнойфизкультуре.
III направление: Культурно-досуговое
Цель: Создание положительных эмоций через непосредственное участие
родителейидетейвпраздниках как исполнителя.
Досуг–завлечение–добровольнаядеятельность,опирающаяналичныеинтересы,
их удовлетворения и является сферой социально-культурной деятельности. Наряду с основными функциями он выполняет функцию социальной адаптации и реабилитации семей имеющихдетейсограниченнымивозможностями.
Подаритьсемьерадостьобщения,полнотужизни–однаизважныхзадач,которая стоит нетолько перед нами, но и перед всемобществом.
Досуговая деятельность уникальное средство социализации семьи. В досуговой деятельностиформируется отношениексамомусебе, ксоциуму.
Досуг для семьи всегда является способом самореализации и самореабилитации, любой успех ребенка активизирует положительные эмоции, которые, образно говоря, кругамирасходятся надругие сферы жизнедеятельности.
Досуг – деятелен, и поэтому каждый родитель включен в групповые взаимоотношения, он кому-то нужен. Без его участия досуговое мероприятие не получится, не состоится.
Вработукультурно-досуговогонаправлениявходит:посещениемузеев,выставок, концертов, театров, цирка, детскихкафе, организация экскурсийи праздников.
IV направление: информационно-просветительское
Цель: формирование теоретической базы по правам, социальным гарантиям и
прочим специализированнымвопросам.
Государственная социальная политика приобретает всё более адресный характер, ведёт просветительскую деятельность различных ассоциаций, выступающих за соблюдениеправчеловека,постепенноизменяетсуществующийпсихологическийклимат негативного, в лучшем случае безразличного отношения к людям с ограниченными возможностями. Опыт показывает, что социальные проблемы семей, имеющих детей- инвалидов, теснососедствуют со сложными юридическими вопросами и без комплексного подходакихрешениюнеобойтись.
Глубокое и детальное рассмотрение вопросов о новых методах реабилитации невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт по решению проблем в других горах и реабилитационных центрах. На таких встречах родители получают необходимую информацию обо всех полагающихся льготах, правах и видах помощи.
Вработупо информационно-просветительскомунаправлению вовлечены специалисты юридическихконсультаций, работникиучрежденийсоциального обслуживания, Департаментаздравоохраненияит.п.
Эффективность программы социально-психолого-педагогического сопровождения родителейв школе«Яимойособыйребёнок»определяется следующими критериями:
§общее повышение потребности в общении и уровня коммуникативности родителейидетей;
§адекватностьсамооценкииуровня притязаний;
§снижениеуровня тревожности;
§ повышениеуровня самоактуализации.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вшанов Н.И., Н.Н. Лазеева Государственная политика в отношении детей с ограниченными возможностями в условиях разграничения полномочий уровней власти//Детскаяиподростковаяреабилитация.Научно-практическийжурнал.-2005.
- №2 (5). – С. 29.
2. Кокуева Т.А. Апетенок М.Е. Программа психолого-педагогической реабилитации неполных,многодетных,опекунскихсемейисемей,имеющихдетей-инвалидов,через работуклуба«Семья»
3. ЛевченкоИ.Ю.,ПриходькоО.Г.Технологииобучениядетейснарушениямиопорно- двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательскийцентр«Академия», 2001.– 192с.
4. Модель работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
«Отрадное» / Под общей редакцией Т.М. Барсуковой. – Издано при поддержке
Детского Фонда ООНЮНИСЕФ.
5. Социальнаяработа/Подобщейредакциейпроф.В.И.Курбатова.Серия«Учебники, учебныепособия».– Ростов н/Д:«Феникс», 1999.– 576с.
6. Федоренко Г.Ф., Анфалова Т.А. авторская программа «Особые дети». – г.
Нижневартовск.– 2002г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение1
Основныенаправления коррекционно-развивающейисоциально-адаптационнойработы ОБУССОКО «Беловский детский дом» сдетьми,родителикоторых вовлечены в работу родительскойшколы «Яимой особый ребёнок»
3-6 лет |
7-10 лет |
11-13 лет |
|||
Личностное развитие |
-диагностика черт характера; -формирование понятия«Я сам»; -воспитаниеволевых качеств - целеустремленности, дисциплинированнос ти, организованности, настойчивости |
Личностное развитиеи саморазвитие |
-диагностикауровня самооценкичерт характера; -формирование навыкаобщения в коллективной деятельности как основыновой социальнойситуации развития |
Личностное развитиеи саморазвитие |
- становление личностной позиции «Ясам»,«Я и другие»; -развитиеобщей психологической компетентности; -формирование механизмов антистрессового и стрессоустойчмвого поведения |
Охрана здоровья и физическое развитие |
-формированиеначал личнойгигиены; -привитиенавыков культуры коллективныхигр; -ознакомлениес гимнастическими упражнениями |
Охрана здоровья и физическое развитие |
-формирование санитарно- гигиенических навыков; -развитие убеждённостив ответственности за своёздоровье; |
Охрана здоровья и физическое развитие |
-развитиепривычки к здоровомуобразу жизни; -тренировка силы воли, физического совершенства; -основыполового воспитания; |
|
|
|
-элементы физического совершенствования тела -формирование системы ориентированных действий |
|
-формирование потребности здорового образа жизни |
Трудовое воспитание |
-формирование навыкагрупповой и индивидуальной игровой деятельности;
-ознакомлениес основами самообслуживания;
-выявление деятельностных доминант |
Трудовое воспитание |
-отработканавыков учебного поведения;
- привитиеосновных навыков самообслуживающего труда;
-формирование навыков семейной трудовой деятельности |
Профессиональная и трудовая ориентация |
-отработкатрудовых навыков поуходуза собойисвоим жилищем;
-охранаприроды |
Психологическая реабилитация |
- сглаживание негативного опыта;
-формирование доверительного отношенияк взрослым;
-развитие способностик |
Основы социализациии межличностного общения |
-отработка коммуникативных моделей поведения в наиболеетипичных ситуациях: детский дом, улица;
-закладываниеоснов межличностных |
Психологическая реабилитация |
-терапия кризисных ситуаций;
-развитие интеллектуальной креативности;
-развитие способностик эмоциональному |
|
положительно окрашенному общению иигре |
|
отношений |
|
общению |
Интеллектуальное развитие |
-развитие умственного потенциала; - совершенствование речевыхнавыков, в том числе формирование первичных произносительных умений и навыков, формирование и развитие усной речи со сложным дефектом и глубокой степенью интеллектуального недоразвития, уменьшение и устранениеречевых дефектов, увеличение словарного запаса; -научение элементарной поисковой деятельности |
Творческое воображение |
-развитие механизмов творческого восприятия, мышления; -развитие механизмов продуктивного общения,умений принятьдругих (психодрама) |
Творческое развитие |
-игротерапия как условие моделирования социальных взаимоотношений |
|
|
Психологическая реабилитация |
-изменение мнения о себе; -нейтрализация агрессивныхи деструктивныхформ поведения; -развитие эмоциональной адекватности |
Основы правового просвещения |
-ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях; -развитие алгоритма решения житейских проблем; -формирование мотивациина эффективное социально- психологическое развитие |
Схема взаимодействия учрежденийиорганизаций, вовлечённых в работу школы «Яимой особый ребёнок»
Приложение2
Областное бюджетное учреждение стационарного социального обслуживания Курской области «Беловский детский психоневрологический дом-интернат» |
||
Педагог-психолог |
Школа «Яимой особый ребёнок» |
Социальныйпедагог |
Инструктор ЛФК |
Дефектолог |
|
Логопед |
Музыкальный руководитель |
|
Медицинский персонал |
Учреждения и организации
здоровьесбережения
Культурно-досуговыецентры и
учреждения
· Детская поликлиника
· Психоневрологическийдиспансер
· Фонд социального страхования
· Музеи
· Библиотеки
· Кафе «Венеция», кофе «Оазис»
· Учреждения дополнительного образования детей
Анкета
Приложение3
для родителей, участвующих работешколы«Я и мойособый ребёнок»
Уважаемыеродители!
Для того чтобы сделать работу школы «Яимой особый ребёнок» болееэффективной, пожалуйста, ответьтена предложенныевопросы
1. С какого времениВы посещаетешколу «Яи мойособый ребёнок»?
2. Нравятся лиВамвстречи, организованныешколой?(да, нет)
3. Какие мероприятия Вамособенно запомнились?
4. ВстречаскакимиспециалистамиВамоказалась наиболееполезной?
5. Какойопыт Вы приобрели,участвуя в работешколы«Я имойособыйребёнок»?
6. ПрименяетелиВы знания, полученныев школе?Еслида, токакиеименно?
7. Какимопытом Вы можетеподелиться?
8. На сколько баллов Выоцениваетеработушколы?(от 1 до 5)
9. Хотелибы Вы принятьучастиев работешколы«Я имойособыйребёнок»в
дальнейшем?(да, нет)
10. ЕслиВы хотитепродолжитьпосещениешколы, какиепроблемы хотелибы решить?
11. С какимиспециалистами, наВаш взгляд, нужно организоватьвстречу?
12. Какиемероприятия,по Вашемумнению, нужно провестив школе?
13. Ваши пожелания ирекомендациисоциальномупедагогупо работы школы«Я имой
особыйребёнок»
Благодарим за сотрудничество!