Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

НАШ ТЕЛЕФОН: 8 (47149) 2-41-17, 2-41-49

Областное бюджетное учреждение стационарного социального обслуживания Курской области 

«Беловский детский  психоневрологический дом-интернат»


Адрес: 307921 Курская область, Беловский район, п.Коммунар

Эмоциональное насилие: что это такое?

 

Об эмоциональном насилии над ребенком говорят реже, чем о других видах насилия, несмотря на то, что оно серьезно влияет на развитие детей. На обучение и социальную адаптацию в обществе наших детей напрямую влияет их эмоциональное состояние и отношение к ним родителей. Познакомимся с мнением центра Dardedze (Латвия)....

 

Эмоциональным насилием является как вербальное насилие, так и действия, наносящие вред нормальному развитию ребенка.
При этом разделяют две разновидности эмоционального насилия:
1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАВНОДУШИЕ
- это несоблюдение эмоциональных потребностей ребенка. Такое поведение родителей или опекунов не дает ребенку необходимого ему внимания и поддержки, или их уровень не соответствует эмоциональным нуждам ребенка.

2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
- модель поведения родителей (опекунов), включающая в себя такие воспитательные методы, как унижение, высмеивание, пренебрежение....


В И Д Ы
Эмоциональное насилие напрямую связано с вопросами власти иконтроля над ребенком. Самыми распространенными его формами являются:

1. ОТТАЛКИВАНИЕ.
Взрослые не принимают во внимание присутствие ребенка, не осознают его ценность. Дают ребенку понять, что он нежелателен: постоянно прогоняют его; говорят, что от него нет толку; обзывают; не разговаривают с ним; не обнимают, не целуют. В семье, в классе, во двореребенка считают "козлом отпущения", винят во всех бедах, держатся с ним иначе, чем с другими.
2. ИГНОРИРОВАНИЕ.
Взрослые, не способные адекватно реагировать на эмоциональные потребности ребенка, не интересуются ребенком,не могут выразить свои эмоции по отношению к нему, часто вообще не обращают на него внимания. Ребенок ощущает только физическое присутствие родителей: взрослый ставит себя в позицию, в которой он эмоционально недоступен.
Это НЕ препятствует успешному эмоциональному, интеллектуальному и социальному развитию ребенка.
3. ИЗОЛИРОВАНИЕ.
Физическая изоляция - ограничение свободы ребенка в его среде (ребенка закрывают в шкафу, оставляют одного в комнате). Изоляция часто связана с другими видами насилия.. Взрослые не разрешают ребенку общаться, играть со сверстниками. Ребенок постоянно находится в одних и тех же помещениях, ему не обеспечивается приток новых впечатлений, стимулирующих развитие. Ребенок не получает опыта социального общения, что часто приводит к депрессии.
4. ТЕРРОРИЗИРОВАНИЕ.
Родители (опекуны) выбирают одного ребенка, которого критикуют и наказывают. Ребенка высмеивают за проявление эмоций, предъявляют к ребенку требования, не соответствующие его уровню развития.. Ребенку угрожают, что его бросят, побьют, и т. п. Ребенка воспитывают на страшных историях, заставляют что-либо делать с помощью запугивания. Ребенок находится в угрожающей среде, где он, к примеру, становится свидетелем насилия или жестокости.
5. БЕЗРАЗЛИЧИЕ, РАВНОДУШИЕ.
Родители не реагируют на проявление ребенком жестокости по отношению к другим людям, животным. Позволяют быть свидетелем сцен насилия. Безразлично относятся к употреблению алкоголя, наркотиков. Допускают просмотр ребенком порнографии, участие в антисоциальной деятельности (азартные игры, воровство, проституция).
6. ЭКСПЛУАТАЦИЯ.
Взрослые используют ребенка для реализации своих потребностей (перекладывают на него ведение домашнего хозяйства, присмотр за младшими детьми). Ребенка также могут использовать для зарабатывания денег.
7. НЕСООТВЕТСТВУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ:
а) недостаточный контроль - ребенок подвергается риску навредить себе или другим.
б) чрезмерный контроль лишает ребенка возможности самоутвердиться и развиваться, исследуя среду и себя.
в) неадекватный контроль (то сильный, то слабый) приводит к проблемам в поведении ребенка, так как вызывает непонимание ситуации.
Страдает также и интеллектуальное развитие.
8. УНИЖЕНИЕ.
Это ограничивает ребенка, занижает его самооценку, не позволяет реализовать свой потенциал. Ведь ребенок чувствует себя так, как о нем отзываются взрослые.
9. БЕЗЖАЛОСТНОСТЬ.
Ребенок должен ощущать себя в безопастности и любви, чтобы познать мир и жить с ним в гармонии. При безжалостном отношении мир для него становится непонятен и страдают все сферы обучения: социальная, эмоциональная, интеллектуальная.
10. НЕПОСЛЕДОВАННОСТЬ.
Если во взаимоотношениях с ребенком взрослый последователен, ребенок легко усваивает, что у каждого действия есть определенные последствия и можно быть уверенным, что его потребности будут удовлетворены.
Если воспитатель непоследователен, ребенок не способен учиться, при чем страдают все сферы обучения.
11. ХОЛОДНОСТЬ В ОТНОШЕНИИ К РЕБЕНКУ.
Дети строят отношения с миром через самые ранние отношения с родителями. Если отношения строятся на тепле и любви,то и мир дети воспринимают, как безопасное место, которое стоит познавать и исследовать. Если родители относятся к ребенку холодно, дети видят окружение ненадежным и не доверяют ему. Ощущая холодность со стороны родителей и воспринимая мир злым и ненадежным, дети плохо строят отношения с людьми, им не хватает уверенности, чтобы успешно учиться, исследовать и познавать новое.
12. ДЕГРАДАЦИЯ.
деградация - поведение, которое разрушает самооценку ребенка, например, грубость, ругательства, публичное унижение ребенка. Часто насильственные методы воспитания используют те родители, которые сами испытывают стресс. Причины этого стресса могут быть самыми разными:
- финансовые проблемы. Родители не могут обеспечить нужды ребенка. Они испытывают чувство вины, ощущают себя неудачниками.
- социальная изоляция - отсутствие поддержки со стороны родственников, друзей и соседей в бесконечных ежедневных обязанностях.
- неразрешимые проблемы между супругами, ссоры и разногласия в семье.
- недостаток знаний о развитии и воспитании ребенка.
- болезнь ребенка или другого члена семьи - дополнительная эмоциональная, физическая и финансовая нагрузка.
- зависимость от алкоголя и наркотиков снижает способность контролировать свои эмоции. Возникают финансовые и юридические проблемы.


П О С Л Е Д С Т В И Я

Эмоциональное насилие чаще всего остается нераспознанным, и поэтому ни ребенок, ни родители не получают своевременной помощи. Другие виды насилия можно распознать по физическим следам, по рассказам ребенка. Эмоциональное же насилие диагностировать трудно. Ребенок может долго не проявлять признаков, характерных для пострадавших.
Тем не менее, в его психике остаются глубокие следы, которые неожиданно проявятся в будущем.

Главные последствия - низкая самооценка, эмоциональные проблемы и проблемы в построении отношений. В первом случае ребенок вырастает с уверенностью, что он плохой, бестолковый и заслуживает плохого отношения. Эмоциональные проблемы замедляют эмоциональное развитие - позже появляются трудности в проявлении собственных эмоций, будет тяжело понять чувства других. А слабое эмоциональное развитие и отсутствие доверия к людям серьезно мешают ребенку строить и поддерживать отношения с людьми.


Ч Т О Д Е Л А Т Ь?

1. Остановиться и успокоиться. Задуматься: ты действительно зол на ребенка, или тебя беспокоит что-то другое? А если бы с тобой так обращались?

2. Выйти. Когда ты сердишься, успокойся, прежде чем срывать свой гнев на ребенке.

3. Обсудить с теми, кому доверяешь (друзья, родственники). Выясни, как они поступают в подобных сиуациях. Уже сам факт, что другие тоже сталкивались с теми же проблемами, помогает успокоиться.

4. Посещать группу поддержки родителей. Приемам воспитания можно научиться. Дети ведут себя гораздо лучше, если регулярно получают подтверждение родительской любви и похвалу за хорошее поведение.

5. Уменьшить стресс в своей жизни. Обратись к профессионалам, если не можешь решить проблему. Они помогут разобраться в причинах стресса и найти способ от него избавиться. В результате станет гораздо легче выделить позитивные моменты в жизни ребенка.

П О М О Щ Ь Р Е Б Е Н К У.
1. Уделяй время каждому своему ребенку. Регулярно говори ему, что ты его любишь.

2. Будь опорой для ребенка. Ты можешь на него рассердиться, но ребенок должен знать, что ты любишь его даже когда сердишься.

3. Защищай ребенка от насилия. Дом должен быть надежным и безопасным.Но важно также привить ребенку чувство уверенности и вне дома.

4. Хвали ребенка. Хвали его способности, таланты, отмечай его сильные стороны. Если что-то получается у него лучше, чем у других, скажи ему об этом.

5. Научи ребенка справляться с неудачами. Ни у кого не получается абсолютно все. Пусть неудачи послужат стимулом для дальнейшего развития.

6. Научи ребенка думать и самостоятельно решать проблемы. Но будь доступен для него, когда он захочет обсудить с тобой свои мысли и чувства.

7. Уважай чувства и мысли своего ребенка. Он такой же человек, как и взрослые, и так же заслуживает уважения и позитивного отношения к себе.

УДОСТОВЕРЬСЯ, чувствует ли ребенок себя так, как хотел бы себя чувствовать ты - любимым, уверенным в себе, нужным

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ  ВРАЧА РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Появление в семье ребенка с врожденным пороком развития ставит перед родителями ряд сложных проблем. Впервые, узнав о диагнозе своего ребенка и осознав всю тяжесть заболевания, родители испытывают болезненный шок и отчаяние, затем приходит чувство вины перед своим ребенком. Изоляция, чрезмерная опека ребенка, занижение требований к нему, закрепление за ним положения «тяжелобольного», жалость отнюдь не способствуют его медицинской и социальной реабилитации и приводят к появлению ряда вторичных нарушений, к формированию патологически развивающейся личности, а тем самым задерживают и интеллектуальное развитие ребенка.

 

В семье это создает напряженную атмосферу, конфликтную ситуацию между родителями и другими детьми. Значительно осложняет ситуацию и фиксация родственников и знакомых на нетипичном ребенке. Правильная оценка семейной ситуации, регулярные консультации у специалистов помогают установить оптимальный климат в семье, предотвратить тяжелые эмоциональные переживания, конфликты между родителями, превращая их в подлинных союзников врачей, психологов, педагогов, занимающихся лечением, воспитанием и обучением аномального ребенка.

Работая с детьми, имеющими различные виды отклоняющегося развития, часто приходится выслушивать от родителей, особенно матерей, вопросы типа:
«Почему именно я?», «Как сложится жизнь в будущем?», «Не считают ли мои родственники, что именно я виновата в рождении моего больного ребенка?», «Не считают ли меня неполноценной, поскольку у меня неполноценный ребенок?», «Можно ли родить второго ребенка нормальным, если первый с дефектом?» и т.д.

При объяснении индивидуальных причин патологии иногда возникают неприятные ситуации, особенно если речь идет о наследственных факторах. Отклонения в развитии ребенка, обусловленные различными экзогенными причинами, ранними тяжелыми инфекциями, природовыми тяжелыми травмами (с применением всего комплекса реанимационных мероприятий) воспринимаются родителями более спокойно, чем генетически обусловленные нарушения развития. В последних случаях родители обычно возмущенно говорят: «Это от нас не зависит! Мы здоровы! В нашей семье ничего подобного не было!» и т.д. Родительские доводы в свою защиту звучат так, как будто речь идет о выявлении их личной вины! Обусловлены эти замечания либо реально переживаемыми родителями обидами со стороны родственников, либо ожиданием таких замечаний.

Если окончательный диагноз не установлен, а имеется только предположение о каком-то нарушении у ребенка, то родители проявляют как бы защитную реакцию — отрицание самого факта отклонения у их ребенка. Они сомневаются в достоверности диагноза: «Этого не может быть, врачи, по-видимому, ошиблись. Наш ребенок просто запаздывает в развитии» и т.п. Зачастую эти родители не успокаиваются и идут на консультации к различным специалистам. Но крайне досадно, если из-за этого посильное и адекватное лечение и обучение откладывается. Часто случается, что родители предъявляют к ребенку повышенные требования, предполагая, что тем самым избавят его от недуга.

Между тем, известно, что поздно организованное лечение, воспитание и обучение не приводят к возможно полной компенсации имеющегося у ребенка нарушения, снижая в будущем уровень его реабилитации и социальной адаптации.

Родители должны понять и принять советы врача. Доверительные отношения родителей и врача складываются после некоторого времени общения, иногда достаточно долгого.
Постановка диагноза не должна вызывать у родителей панику или пессимизм. Эта ситуация должна побуждать их к осознанию истинного состояния ребенка и помогать принять и осуществить рекомендованные врачом, психологом, педагогом-дефектологом меры по дальнейшему воспитанию и обучению их ребенка.

Следует отметить некоторые отрицательные моменты в отношении окружающих к детям с отклонениями в развитии, к которым должны быть готовы родители и ближайшие родственники:
— демонстративная жалость, снисходительно-покровительственное предложение помощи или праздное обсуждение проблем семей, имеющих детей с отклонениями;
— считая себя социально выше, некоторые люди ожидают от проблемных детей, от их родителей и родственников постоянной печали. Нормальное поведение родителей в какой-то мере даже оскорбляет окружающих;
— пренебрежение, выраженное, например, мимикой, взглядом, жестами, словесными оскорблениями, насмешками и т.п.

Иногда родители делают вид, что их ребенок ничем не отличается от других детей. Такой вид коммуникации создает впечатление, что они не знают, как себя вести в подобной ситуации. При таких отношениях между людьми может возникнуть сильное эмоциональное напряжение, потому что тот, кого это касается, чувствует, что его ребенок воспринимается как мучение. Вследствие этого резко сокращаются контакты с другими детьми и взрослыми. Чтобы избежать всех этих моментов, в любом поступке и действии врача, психолога, педагога, воспитателя должна чувствоваться доброжелательность. Только при этом и ребенок с отклонениями в развитии, и его родные не воспримут нашу помощь как одолжение.

Родители должны создать в семье дружескую атмосферу, спокойный и приветливый тон общения. Ложное одностороннее формирование честолюбия совершенно неприемлемо. Но ребенка не следует изнеживать или считать «больным», снижать требования при его воспитании и обучении.

К сожалению, часто чрезмерная родительская любовь, забота и опека аномального ребенка приводят к тому, что он не владеет навыками самообслуживания, самостоятельно не ест и не жует, так как его кормят тщательно протертой пищей; он двигательно малоактивен, не проявляет интереса к обучению, т.е. производит впечатление ребенка с глубоким органическим поражением ЦНС. Родители снова и снова ищут «специалистов», обещающих вылечить их ребенка. Адекватное воспитание и обучение такого ребенка начинается поздно. При этом родителям следует знать, что позднее диагностирование отклонения и организация адекватного воспитания и обучения после 10-летнего возраста ребенка, к сожалению, не приводит к достаточно полной реабилитации и социальной адаптации.

Отзывчивый, умный, высокообразованный исследователь и сурдопедагог БД.Корсунская в своих работах и советах по воспитанию глухих дошкольников большое внимание уделяла воспитанию этих детей в семье. Она отмечала, что если ребенок не слышит, родители, страдая от горя, обрушившегося на семью, всеми силами стараются скрасить детство малыша, сделать его жизнь безмятежной и радостной, пока это в их силах. Конечно, это делается для ребенка, но не только. Это помогает и родителям переносить невзгоды. Оберегая свое дитя от трудностей, освобождая от обязанностей и ответственности, ничего не требуя и во всем потакая, родители должны понимать, что детство проходит, дети вступят в мир, в котором они должны будут работать, любить, создавать семью, растить детей, общаться с множеством людей. Как сложится их жизнь в этом мире, во многом зависит от личных качеств, но личность формируется сейчас, в семье, в детском учреждении. Глухой человек может и должен стать воспитанным, добрым и честным!

Б. Д. Корсунская писала это для родителей ребенка с нарушением слуха, но эти же слова, методики обучения могут и должны быть использованы и родителями, и педагогами при обучении детей с другими видами отклоняющегося развития.

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Яндекс.Метрика