Главная
Консультирует психолог
Рекомендации педагогам, работающим с детьми с ментальными нарушениями


Размер шрифта: | A | A | A | Цвет сайта: | ![]() |
![]() |
![]() |
Кернинг: | АА | АА | АА | Картинки | ![]() |
![]() |
НАШ ТЕЛЕФОН: 8 (47149) 2-41-17, 2-41-49
Областное бюджетное учреждение стационарного социального обслуживания Курской области
«Беловский детский специализированный психоневрологический дом-интернат»
Адрес: 307921 Курская область, Беловский район, п.Коммунар
Рекомендации педагогам, работающим с детьми с ментальными нарушениями.
Подготовила: п-психолог Л.П.Корягина
Главные правила в воспитании и обучении детей.
Дидактические игры для детей с ментальными нарушениями.
Во время наблюдений за умственно отсталыми детьми было отмечено, что они неохотно занимаются изучением какой-либо новой информации, однако с большим удовольствием могут играть во всевозможные игры. На основании этого и была разработана методика дидактических (обучающих) игр, во время которых педагог в игровой форме доносит до ребенка определенную информацию. Главным преимуществом данного метода является то, что ребенок, сам того не осознавая, развивается в умственном, психическом и физическом плане, учится общаться с другими людьми и приобретает определенные навыки, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. С обучающей целью можно использовать:
Игры с картинками – детям предлагают набор картинок и просят выбрать из них животных, машины, птиц и так далее.
Игры с цифрами – если ребенок уже умеет считать, на различные предметы (на кубики, книги или игрушки) можно наклеить цифры от 1 до 10 и перемешать их, а затем попросить ребенка расставить их по порядку.
Игры со звуками животных – ребенку показывают ряд картинок с изображениями животных и просят продемонстрировать, какие звуки издает каждое из них.
Игры, способствующие развитию мелкой моторики рук – на мелких кубиках можно нарисовать буквы, а затем попросить ребенка собрать из них какое-либо слово (название животного, птицы, города и так далее).
Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики.
Одним из нарушений, встречающихся при умственной отсталости, является нарушение мелкой моторики пальцев рук. Детям при этом трудно выполнять точные целенаправленные движения (например, держать ручку или карандаш, завязывать шнурки и так далее). Исправить данный недостаток поможет пальчиковая гимнастика, целью которой является развитие мелкой моторики у детей. Механизм действия метода заключается в том, что часто выполняемые движения пальцами «запоминаются» нервной системой ребенка, вследствие чего в дальнейшем (после многократных тренировок) ребенок может выполнять их более точно, затрачивая при этом меньше усилий. Пальчиковая гимнастика может включать:
Упражнение 1. Пересчитывание пальцев. Подходит для детей с легкой степенью олигофрении, которые учатся считать. Вначале нужно сложить руку в кулак, а затем выпрямлять по 1 пальцу и считать их вслух. Затем нужно обратно сгибать пальцы, также пересчитывая их.
Упражнение 2. Вначале ребенок должен растопырить пальцы обеих ладоней и поставить их друг перед другом так, чтобы соприкасались между собой только подушечки пальцев. Затем ему нужно сводить ладони вместе, чтобы они также соприкасались, а после этого возвращаться к исходному положению.
Упражнение 3. Во время данного упражнения ребенок должен складывать руки в замок, при этом вначале сверху должен располагаться большой палец одной руки, а затем – большой палец другой руки.
Упражнение 4. Вначале ребенку следует растопырить пальцы руки, а затем свести их вместе так, чтобы кончики всех пяти пальцев собрались в одной точке. Упражнение можно повторять много раз.
Упражнение 5. Во время данного упражнения ребенку нужно сжимать руки в кулаки, а потом выпрямлять пальцы и растопыривать их, повторяя данные действия несколько раз.
Также стоит отметить, что развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют регулярные занятия с пластилином, рисование (пусть даже ребенок просто водит карандашом по бумаге), перекладывание мелких предметов (например, разноцветных пуговиц, однако при этом нужно следить, чтобы ребенок не проглотил одну из них) и так далее.
Игры для развития двигательной сферы и пространственной ориентировки.
«Поздоровайся с мишкой»
Выложите дорожку из клеенки или начертите мелом две параллельные линии. В конце дорожки усадите плюшевого мишку. Малышу предложите пойти в гости, напомните о необходимости поздороваться с ним, а уходя, попрощаться и помахать рукой. Учите ребенка сохранять направление движения, ходить по прямой.
«По дороге едут машины»
Подготовьте две длинные дорожки из клеенки, шнуров или линий, нанесенных мелом, - широкую и узкую. Малышу предложите провезти по ним машины, держа их за веревочку. Скажите: «Вот широкая дорожка, машины по ней поедут быстро. Поехали: би-би-би. А эта дорожка узкая, машины по ней едут медленно, осторожно».
«Помоги зверятам»
Расскажите ребенку, что у зайчика и мышки нет домика. Когда в лесу идет дождь, они промокают. Зверята хотели бы построить домик, но кирпичики лежат в другом месте. «Помоги зверятам перевезти кирпичики для их домика на своей машине», – обращаетесь вы к малышу, – «Ехать нужно по этой дорожке. Видишь, там зайчик и мышка живут».
Ребенок накладывает кирпичики в грузовик и перевозит их до тех пор, пока они не закончатся. Потом он помогает зверятам строить домик.
«Собери грибки»
По комнате разбросайте мелкие предметы (грибки, орешки, поролоновые шарики и др.). Предложите ребенку собрать все в корзину. Собирая игрушки, малыш приседает и поднимается, переходит из одной части комнаты в другую. Предложите собрать грибы и орешки для белочки.
«Догони мишку»
Вы убегаете от ребенка с игрушечным мишкой в руках. Малыш в игре пытается догнать мишку. После 10-15 секунд бега – отдых. Затем предложите ребенку догнать зайчика.
«Догони мяч»
Покажите малышу большой яркий мяч, опустите его на пол и катите в направлении от ребенка. Малыш догоняет и приносит его вам. В этом упражнении закрепляются умения брать мяч, удерживать его в руках и переносить в определенном направлении.
«Поймай бабочку»
Вы держите в руке плоскостное изображение бабочки на нитке (резинке, шнуре) на высоте поднятых вверх рук ребенка. Малыш поднимается на носки, тянется вверх, стараясь дотронуться до бабочки.
«Короткие ноги - длинные ноги»
Ребенок садится на пол, сгибает ноги в коленях и обхватывает их руками – это «короткие ноги», выпрямляет их – это «длинные ноги».
«Елочка»
Вы просите ребенка присесть и говорите: «Получилась маленькая елочка. А теперь елочка растет, выросла елочка, стала большая». Ребенок вначале поднимается на носки, затем тянет руки вверх.
Научите ребенка пространственной ориентировке в квартире, во дворе. Например, попросите его показать и по возможности назвать предметы мебели, расположенные впереди, сзади, справа и слева от него, показать верх (потолок), низ (пол).
Учите ребенка пространственной ориентировке и наблюдательности во время прогулок, обращайте его внимание на то, что он видит вокруг себя.
Развитие речи как основа для формирования учебной деятельности.
Активизация познавательной деятельности.
Последовательное расположение двух-трех картинок с объяснением причины и следствия изображенных ситуаций: «Что было в начале? Что стало?»