Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

НАШ ТЕЛЕФОН: 8 (47149) 2-41-17, 2-41-49

Областное бюджетное учреждение стационарного социального обслуживания Курской области 

«Беловский детский  психоневрологический дом-интернат»


Адрес: 307921 Курская область, Беловский район, п.Коммунар

Подпрограмма реабилитации и коррекции поведения детей, проявляющих насилие по отношению к другим детям, в том числе сексуального характера «Жизнь без риска»

 

 

КОМИТЕТ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

 КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное  бюджетное  учреждение  стационарного  социального

 обслуживания  Курской области

«Беловский  детский психоневрологический дом-интернат»

(ОБУССОКО «Беловский детский дом»)

  307921, Курская область, Беловский район, п.Коммунар

svetlana.timofeeva64@yandex.ru, тел.. 8 (47149) 2-41-17, 2-41-49 факс

 

Подпрограмма реабилитации и коррекции поведения детей, проявляющих насилие по отношению к другим детям, в том числе сексуального характера «Жизнь без риска»

 

 

 

ОБУССОКО «Беловский детский дом», 2020 г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы

 Проблема насилия и жестокости над детьми за последние годы в нашей стране стала особенно актуальной. Жестокое обращение с детьми в семье, школе, со стороны сверстников - это драматический пример полного распада семьи с одной стороны, и насаждение агрессивности, как нормы поведения в   микросоциуме - с другой.

Такое поведение включает в себя как намеренные, непреднамеренные действия, так и недосмотр. Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение потребностями ребенка, эмоциональное насилие.

Многие взрослые, дети, проявляющие жестокость к окружающим, как правило, сами ранее подвергались подобному обращению. Психологическая жестокость является настолько распространенной, что можно с полной уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе - прямо или косвенно - какое-то из ее проявлений.

В нашем детском психоневрологическом доме - интернате проживают дети, которые ранее находились в социально-опасном положении: их родители злоупотребляли спиртными напитками, дети проживали в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам. Некоторые из них подвергались физическому, эмоциональному насилию,  есть вероятность что некоторые из них пережили сексуальное насилие.Подобный негативный опыт не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику (которая и так имеет нарушения из-за имеющихся заболеваний), тормозит развитие его личности, но и формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, быть хорошими людьми.

Агрессивные тенденции, жестокость в поведении особенно отчётливо проявляются у детей, подвергшихся насилию со стороны взрослых. Они подражают в жестокости взрослым, не боятся, в определённой степени, наказания, а напротив, как бы провоцируют его. С детьми-лидерами ведут себя подобострастно, униженно, но не избегают общения с ними. С детьми слабее себя или с животными жестоки, издеваются над ними. У них наблюдаются аффективные настроения в виде дисфорических вспышек со злобой, копролалией, двигательным возбуждением, драчливостью с элементами аффективно суженного сознания в сочетании с преобладанием дистимического фона настроения вне приступов агрессии и псевдовзрослости в поведении. Их характеризует трусливость, подчинение сильным, льстивость, склонность к воровству, нередко бессмысленному, с тенденцией к порче вещей, формируется жестокость с элементами мучительства. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Перед администрацией, социально-психологической службой и педагогами детского дома стоит непростая задача в организации системы действий по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков, имеющих негативный опыт насилия и жестокости и проявляющих склонности к агрессивному или девиантному поведению.

 

Эта задача решается по трём направлениям:

Административные меры по предупреждению жестокости и насилия в среде воспитанников.

 

Психологическая, педагогическая и социальная реабилитация и адаптация подростков, входящих в группу «риска».

Психологическая, педагогическая и социальная коррекция агрессивного поведения подростков, допустивших проявления жестокости и насилия по отношению к другим.

К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются следующие:

Факторы риска, идущие от организации внутренней жизни детского дома: профессиональная несостоятельность части педагогов, выражающаяся в не знании социальной, детской, возрастной психологии; авторитарный или попустительский стиль взаимоотношений в системе «взрослый-ребёнок»; навешивание ярлыков; подавление педагогами личности ребёнка (угрозы, оскорбления и др.). Как правило, ребенок или подросток получает клеймо «трудного», и попадает в группу «риска», если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы.

К внутренним факторам риска относятся: ощущение ребенком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, не знание и не приятие социальных норм и ценностей, не умение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, не умение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Для решения обозначенных проблем администрации, социально-психологической службе и педагогам детского дома в первую очередь необходимо:

1) Грамотно квалифицировать психологический тип воспитанника, а от сюда и особенности выстраивания социальных отношений;

2) Внедрить в воспитательное  пространство учреждения новые формы и способы поддержки и сопровождения ребёнка с трудностями в развитии;

3) Создать условия для доверительных (дружеских) отношений между воспитанниками и взрослыми.

Реализация этих задач позволит своевременно определить психологический тип ребёнка, предусмотреть высокую степень психолого-педагогического сопровождения подростков с агрессивным или девиантным поведением и на образовательных встречах отработать общепринятые нормы общения, поведения, взаимодействия, действия.

Кроме этого, необходимо скоординировать деятельность всех специалистов, участвующих в процессе сопровождения, основанного на принципе непрерывности и систематичности психолого-педагогического воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы:

1) Социальная реинтеграция и реабилитация несовершеннолетних по преодолении эмоциональных, когнитивных и поведенческих последствий травм, полученных в результате насилия и жестокого обращения.

 2) Коррекция и профилактика отклоняющегося поведения детей, склонных к проявлению насилия по отношению к другим детям, в том числе сексуального характера.

Задачи программы:

1.Создание условий для отреагирования ребенком негативных эмоций, связанных с травматическим опытом.

2.Снижение конфликтов в среде "ребенок-ребенок".

3.Развитие поведенческих навыков ребенка, необходимых для конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

4.Развитие у детей навыков адаптивного выражения собственных чувств и распознавания у других людей.

Срок реализации подпрограммы: 3 недели

Программа предназначена для работы с подростками с 7 до 17 лет; оптимальная численность группы – 6-8 человек; продолжительность занятий – 30 - 45 минут.

Программа рассчитана на 6 занятий. Групповые занятия по программе проводятся 2 раза в неделю. Индивидуальные занятия проводятся по мере необходимости.

Ожидаемые результаты:

 1. Снижение у детей уровня эмоциональной тревожности, улучшение психологического состояния.

2. Снижение агрессии и конфликтности в детской среде.

 3. Формировать негативное отношение детей ко всем формам жестокого обращения.

В результате реализации подпрограммы используются различные технологии и методики работы с несовершеннолетними:

 - диагностические методики;

- арт-терапевтические упражнения;

- конкурсы;

- различного вида игры;

- "активное слушание"

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование этапов

срок

ответственный

1

Диагностический:

1.1. Анкета для специалистов «Признаки агрессивности» (входная, контрольная)

1.2. Анкета для специалистов «Критерии агрессивного ребенка»

1.3.Методика исследования агрессивности личности. (А. Басс, А. Дарки)

1.4.«Определение склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел»

1.5.Тест «Умеете ли вы слушать» или «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера.

одна неделя

п-психолог

2

Коррекционно-развивающий:

2.1.Занятие "Эмпатия"

2.2.Занятие «Я и другие вокруг меня»

2.3.Занятие "Разряжаем негатив – заряжаем позитив!" 2.4. Конкурс "Мир без жестокости"

одна неделя

п-психолог/ специалист по соц. работе

3

Профилактический:

 организация индивидуальных и групповых бесед с детьми

По мере необходимости в течении всего срока реализации программы

п-психолог/ специалист по соц. работе

4

Просветительский:

 4.1.Семинар «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков»

4.2.Семинар - практикум «Профилактика детской агрессии»

одна неделя

п-психолог/ специалист по соц. работе

5

Контрольная диагностика:

 5.1.Методика исследования агрессивности личности. (А. Басс, А. Дарки)

5.2. «Определение склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел»

одна неделя

п-психолог

 

Контрольный этап реализации программы

Диагностические методики, используемые в работе с детьми 7 -17 лет, определяющие склонности ребенка к отклоняющему поведению:

1. Методика исследования агрессивности личности. (А. Басс, А. Дарки) Цель методики: выявление выраженности физической, вербальной, косвенной агрессивности, склонности к раздражению, негативизму, обиде, подозрительности, чувству вины.

2. «Определение склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел»

Цель методики: измерение готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое психическое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного ее отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие агрессивности приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.

Использование этих методик позволяет выявить отклонения в поведении детей. Вторичная диагностика по данным методикам помогает отследить динамику коррекционной работы с детьми и тренинговой работы в детской среде.

Результативность

Используя программу «Жизнь без риска» для социальной реинтеграции и реабилитации несовершеннолетних по преодолении эмоциональных, когнитивных и поведенческих  последствий травм, полученных в результате насилия и жестокого обращения. Результатом коррекционно-развивающей работы с использованием программы «Жизнь без риска» становится снижение у детей уровня эмоциональной тревожности, улучшение психологического состояния, снижение агрессии и конфликтности в детской среде, формирование негативного отношения детей ко всем формам жестокого обращения.

 С течением времени при дальнейшем активном участии специалистов и детей, которое заключается в постоянной поддержке и развитии приобретённых детьми в процессе коррекционной и тренинговой работы навыков: игровых, самоконтроля, двигательного контроля, самоанализа и других, у детей развивается способность вступать в конструктивные речевые диалоги, налаживать отношения со сверстниками в игре и вне игры, а также мирно решать возникающие конфликты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.

 

 2. Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003.

 

3. Панченко С. Межзвездный скиталец. Психологическая игра для учащихся 6-7 классов.// Школьный психолог №16, 2003.

 

4. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: "Ювента", Институт Тренинга, 1999. —256 с

 

 5. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

 

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. – 384с.

 

7. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: "Романов", 2001.

 

8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.

 

9. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001. 10. Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.М Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

 

 

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Яндекс.Метрика